Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Всегда ли чтение полезно?

Всегда ли чтение полезно?

Хорошо, когда клиенты любят читать книжки… именно книжки, а не статусы в сетях и комментарии в форумах. Это дает надежду, что человек способен на длительную интеллектуальную работу, умеет выбирать нужную информацию и делать свои выводы. Но есть и свои "но…"

Иногда складывается ощущение, что у клиента в голове живет иллюзия, будто психолог — это тот, кто прочитал много книг и знает в какой книге в точности написано про его проблему и ее решение. Это значит, надо ее прочитать и все решиться. А если не решится, то психолог не компетентен, потому что либо не понял проблему, либо мало читал букв.

Эту иллюзию мне даже легко понять: во-первых, психологические услуги дороги; во-вторых, всегда есть тревога при встрече с психологом — а поймет ли, а будет ли результат, будет ли "хороший" результат, не оценит ли психолог меня как ужасно плохого человека и т.д. Куда как проще и безопаснее прочитать книгу и "справиться самому".

Да, иногда проблемы решаются именно благодаря книжкам. А иногда они глубже и сложнее. И главное, что специалист не только слушает вас, он смотрит КАК ВЫ ЭТО ДЕЛАЕТЕ. И вы сами точно не увидите это в книжке — зеркала в них не встроены.

Дама пришла с жалобой на зятя — все делает поперек. Все копают картошку вдоль, а он поперек, все берут шкаф при переноске снизу, а он сбоку, все красят потолок валиком, а он кистью. Как укротить зятя, как заставить его работать "по-человечески"? И спрашивает она так, что я сама ее уже боюсь — сейчас точно поперек скажу или кисточкой промажу. В любом случае, я чувствую, что не смогу угодить, ни если промолчу, ни если скажу что-нибудь. И здесь я включаю жизненный опыт и мудрость, нажитую за годы правильной, беспутной, наивной и полноценной жизни: я начинаю ее хвалить. Ибо знаю — гневные люди могут довериться только если их "погладить". Мой учитель говорит, что в каждом человеке есть что-то хорошее и если не видите ничего, то обратите внимание на его шнурки — может они хорошо подходят к его ботинкам (у него отличное чувство юмора!). И только с этого момента, а точнее даже значительно позже, она смогла говорить о себе, о переживании себя, а не зятя. При помощи книжки совершить этот кульбит не возможно.

Более юная леди тоже просит книжку которая поможет ей справиться с ее проблемой. Вместе с тем, я наблюдала несколько оверкилей в нашем диалоге. Как только мы нашли решение заявленного запроса, она его обесценила: "Ну, это не так важно, я и так справлюсь…" Предьявила "более глобальную проблему", но приближение к ее сути, вызывало новый кувырок и она озвучила эту трудность как не разрешимую, а вот "как же уладить…" и вновь выдвинула первый запрос. После пары подобных метаморфоз я обратила внимание леди на ее витиеватый способ решения задач — способ, не способный привести к цели, ибо подниматься можно сначала на одну гору, а потом на другую. Перескакивания не приведут ни к одной вершине. Психологи знают, что подобные манеры вызываются сопротивлением клиента. А справится с ними по книжке невозможно, а тем более решить проблемы ввиду их скрытости за мраком запутанности.

Потому, рекомендовать книги клиентам не всегда безопасно для самих клиентов. Делать это нужно осторожно и больше уделяя внимание тому что делает клиент, а не что он говорит.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*